Сегодня фирма БМВ производит дорогие и технологичные автомобили для тех, кто добился в жизни успеха и благополучия. Баварцы с легкостью берут с клиентов плату за имя, качество и новейшие технологии. Покупатели довольны, но далеко не каждый из них знаком с историей марки БМВ, с тем, какой смысл заложен в известную на весь мир эмблему концерна. Два синих и два белых сегмента, вписанные в круг – напоминание о богатом авиационном прошлом компании. Эмблема символизирует пропеллер самолета. Ведь несколько раз за свою историю компания переходила с производства автомобилей на создание авиационных моторов и обратно.
Классика своего жанра – БМВ-321, выпуск которой начался еще до начала Первой мировой войны. А потом… еще раз начался – уже после поражения фашистской Германии. Авиационные моторы и полноприводные мотоциклы, которые у специалистов БМВ получались не хуже легковых автомобилей, стране были в годы войны нужнее. Об автомобиле, пережившем реинкарнацию и о событиях, сопутствующих этому – сегодняшний рассказ.

история марки БМВ

«ПРИЗЕМЛЕННЫЕ» АВИАСТРОИТЕЛИ

Спускаться «с небес на землю» компании БМВ довелось дважды за свою довольно длинную историю. Фирме приходилось переключаться с выпуска авиационных агрегатов на производство наземного транспорта. Первый раз – после окончания Первой мировой войны, когда Германии запретили выпускать самолеты. Фирма занималась к тому времени производством авиационных агрегатов, но перешла на выпуск мотоциклов. Спустя несколько лет, когда страна «встала на ноги», появилась потребность в автомобилях. Руководители концерна вовремя заметили тенденцию: сначала на БМВ выпускали гибриды автомобиля и мотоцикла, а в 1938 году с конвейера сошел тот самый БМВ-321. Вторая Мировая началась годом позже, концерн вновь переключился на производство авиационных моторов. После поражения фашистов, Германии опять запретили выпускать самолеты, а фирме БМВ предстояло второе «приземление». Обе войны кардинально влияли на судьбу предприятия.
самолеты БМВВ выпуске моторов для самолетов компания БМВ преуспевала всегда. Например, перед началом фашистской агрессии, в производственной гамме баварского завода присутствовал 14-ти цилиндровый двухрядный двигатель для самолетов. Цилиндры были расположены в виде звезды, мотор оснащался механическим впрыском топлива и нагнетателем. Отчасти благодаря последнему, мощность мотора достигала 1600 лошадиных сил. Правда, такие моторы для любителей передовых технологий уже были вчерашним днем. Конструкторы фирмы активно работали над турбореактивными установками. Самолеты, оснащенные такими моторами, развивали скорость до 900 километров в час и могли достигать высоты до двенадцати тысяч метров. Были в планах у БМВ и моторы для межконтинентальных бомбардировщиков.
Двигателями баварцы не ограничивались и в самом начале войны предложили сразу несколько проектов самолетов. Четыре модификации реактивного истребителя, имевшего взлетный вес более десяти тонн. И один стратегический бомбардировщик, с четырьмя турбовинтовыми моторами, на этом самолете планировалось отметиться за океаном. Расчетная бомбовая нагрузка – пятнадцать, а запас топлива и вовсе тридцать пять тонн. Самолет «доставал» до Северной Америки.
Мощный авиационный производитель, даже в годы подъема самолетостроения, отказываться от производства автомобилей не желал. Грядущая война не остановила руководителей фирмы, и в 1938 году принято решение о выпуске автомобиля БМВ-321. Бушевала национал-социалистическая буря, арийская раса, подгоняемая фашистскими лозунгами, уверенным маршем шла к войне. Напряжение витало в воздухе. Видимо, промышленники Германии все еще обладали влиянием и могли двигаться немного против течения. Ну, какой, скажите, новый автомомбиль, когда вот-вот грянет гром?
Гром действительно грянул, хотя концерн все же успел начать производство. После выпуска небольшой партии первых автомобилей БМВ-321, завод стал изготавливать танковые пушки, орудийные лафеты, полноприводные военные мотоциклы. Планы по выпуску современной легковой модели пришлось отложить в долгий ящик.

автомобиль БМВ

ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗ ПЕПЛА
Фашистская Германия была повержена в войне. Разрушены заводы, нарушена логистика, установлен контроль над производством. Режим «получил по заслугам». Но автомобиль, как явление заслуживал право на существование, да и страну нужно было возрождать. Необходимо было вновь завоевывать уважение в глазах мировой общественности. А немцы всегда умели строить машины. Вопреки сложностям, автомобильное производство на фирме БМВ возобновляется довольно быстро.
Сразу после войны на сохранившихся мощностях завода выпускалась кухонная посуда. Да-да, тот самый БМВ, все современные модели которого сегодня пользуются непререкаемым авторитетом, выпускал кастрюли и поварешки! Впрочем, «терпели» конструкторы недолго, практически кустарно выпускали мотоцикл модели R24. Конструкцию этого первого послевоенного мотоцикла фирмы разрабатывали практически с нуля. Мотор сделали одноцилиндровым, а вскоре появляется модель, R25 уже с двухцилиндровым агрегатом.
Запрет на производство, введенный победившими союзниками, длился три года. Уже в 1948-м возрождается производство спортивных автомобилей марки БМВ. Под руководством Эрнста Луффа проектируется и запускается в производство великолепный «Реннспорт — Спайдер». Дорогой спортивный автомобиль особой популярностью в стране, потрепанной войной, не пользовался, но своих покупателей нашел.
Возрожденное производство мотоциклов и спортивных автомобилей не шло в сравнение с теми масштабами, которые были до войны. Главный завод БМВ, который находился в Айзенахе, на две трети был разрушен еще в 1944 году. А по результатам Потсдамской конференции выжившее оборудование подлежало демонтажу. Удивительно, но на многострадальном заводе сохранился запас деталей для БМВ-321, а на берлинском заводе фирмы уцелели штампы для кузовного производство и оборудование для сварки. Немцы проявили лучшие черты своего характера и были полны решимости возобновить производство легковых автомобилей. Осенью 1945-го делегация рабочих обратилась лично к маршалу Жукову с просьбой содействовать возобновлению выпуска. Игнорировать просьбу немцев, которые славились своим умением делать отличную технику, Советский союз не стал. Вскоре издается приказ об организации производства на заводе в Айзенахе. Часть оборудования была перевезена из Берлина, кое-что сохранилось в Айзенахе. А для того, чтобы избежать множества законодательных и производственных проблем, завод включают в состав советского акционерного общества «Автовело».

КАК БМВ НЕНАДОЛГО СТАЛ СОВЕТСКИМ
Сравнивать сегодня автомобильную промышленность Германии и России – дело неблагодарное. Абсолютно по всем параметром наши производители отстают на несколько шагов. Можно представить, что очередной российский олигарх пожелает иметь часть акции какого-нибудь немецкого производственного гиганта. Но картину, подобную той, которая была после окончания войны, мы вряд ли увидим. Бывшие заводы БМВ и «Симсон» вошли в состав советского «Автовело». Таким образом, Советский Союз получил возможность помогать немецкому автомобильному производству сырьем и финансами. Естественно, помощь не была безвозмездной, ведь продукция «Автовело» шла в нашу страну в качестве компенсации за ущерб, нанесенный фашистами в годы Второй Мировой войны.
Выпуск «триста двадцать первой» рос высокими темпами: более двух тысяч автомобилей в год. А на советских улицах стали часто мелькать новенькие авто с бело — голубой эмблемой. Автомобиль этот водители ценили и уважали. Конструкция была очень надежной, в отличие, например от трофейных «Хорьхов». Машина с удовольствием потребляла бензин и масло сомнительного качества. Наградой владельцам был неплохой дизайн и отличная управляемость. Автомобиль был резвее «Победы»: сотню с места набирал за тридцать шесть секунд, тогда как гордость нашего автопрома за это время разгонялась лишь до восьмидесяти километров в час. Зато наша «Победа» была намного комфортабельнее заграничного «спорткара».
Но немцы недолго мирились с тем, что их гордость – марка с бело — голубой эмблемой стала отчасти советской. В 1950-м эмблему вернули немцам, а автомобили, выпускаемые под руководством «Автовело» получили эмблему похожую, но бело – красную. А в 1952-м году завод из ведения «Автовело» перешел к правительству Германской Демократической Республики. На этом родственные связи нашей страны и БМВ оборвались.

начинка мотор BMW

ПЕРЕДОВАЯ НАЧИНКА В КЛАССИЧЕСКОЙ ОБЕРТКЕ
Моторы БМВ пользуются огромным авторитетом среди автолюбителей. Высокая мощность, надежность и, конечно, передовые технологии. Рядная «шестерка» от баварских моторостроителей – награда для любого автолюбителя. Как сегодня, так и полвека назад. Агрегат, который устанавливался на БМВ–321, имел верхнее расположение клапанов со штанговым приводом и выдавал сорок пять лошадиных сил. Мотор обладал высокой для того времени степенью сжатия (6,0), но надежность от этого не пострадала. Двигатель готов был работать на плохом топливе и некачественном масле. Немцы создали агрегат, который сочетал в себе надежность и самые современные решения. Такие двигатели даже сегодня получаются далеко не у каждого производителя.
На автомомбиль устанавливалась централизованная система смазки узлов шасси. Это сегодня кажется невероятным, чтобы водитель каждые сто километров резким движением нажимал на специальную педаль смазочного насоса, для того, чтобы масло поступило в нужные узлы. Пятьдесят лет назад такая система была передовым решением. Кстати, от подобной системы в Советском Союзе долгое время отказывались, мотивируя тем, что централизованная смазка сложная в производстве и эксплуатации.
Важная особенность кузова БМВ-321 одновременно является недостатком. Автомобиль достаточно узкий, даже в сравнении с конкурентами тех лет. Поэтому пассажирам и водителю было тесновато в плечах. Правда сегодня, когда автомобиль стал звездой многих ретро-коллекций, такая особенность воспринимается с ироничной улыбкой. Говорят, в «ушастом» Запорожце и то места больше!
Отличный немецкий автомобиль выпускался до 1955 года, настолько удачной оказалась конструкция. Машина сумела возродиться после войны, побывала советской, заслужила любовь и уважение в автомобильном мире. Передовая начинка, обрамленная в классическую оправу кузова – таким оказался рецепт успеха для БМВ-321.

Автор: Будилин Антон