Когда знакомишься с историей фирмы Bosch ближе, проникаешься глубоким уважением к конструкторам, создавшим под ее знаменами немало систем безопасности. Тридцать лет назад в серию пошла АБС, а в 1995 году на автомобили стали серийно устанавливать противозаносную систему, широко известную как ESP. Очередные достижения конструкторской мысли, казалось бы, ничего сверхъестественного, но эти железки с проводами спасли сотни, даже тысячи жизней! Про АБС мы писали не так давно – отмечали тридцатилетний юбилей. Сегодня разберемся с противозаносной системой. 

ESP

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В 1997 году произошел настоящий скандал. Даже те, кто далек от автомобильного мира, наверняка помнят, как опозорился «Мерседес». Сначала весь мир удивлялся компактному А-классу от производителя больших и солидных авто. Новый малыш от штутгартских конструкторов строили по необычному для того времени принципу – кузов получился высоким, что добавило пассажирам шансов в случае аварии, а также позволило сделать салон более комфортабельным. Вот только высокий центр тяжести плохо сказывался на управляемости – машина имела склонность к серьезным кренам. Закончилось все тем, что журналисты, выполнявшие маневр «переставка» (объезд препятствия на высокой скорости), умудрились маленький «Мерс» перевернуть. А это ведь не «кореец» какой-то, а надежнейший из надежных!

Немцы, впрочем, присутствия духа не потеряли – мол, спасибо, господа журналисты, что помогли выявить недостаток на предсерийной стадии. Ситуацию, в которой случился инцидент, назвали исключительной, но для страховки все же переработали конструкцию, а в списке обязательных устройств появилась противозаносная система. Таким образом, на компактные авто противозаносную систему начали устанавливать в 1998 году. Благодаря скандалу, в результате которого пострадала только репутация Мерседеса, ESP стала знаменитой. До этого ее ставили лишь на авто для избранных – «шестисотый» Мерседес.

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

ESP что это такое

Итак, ESP что это такое? ESP — это противозаносная система в автомобиле. Основная задача противозаносной системы (она же – система поддержания курсовой устойчивости) – помогать водителю совладать с машиной в опасной ситуации. Ситуации эти – срыв в занос и скольжение. Система помогает сохранить траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения маневра.

Опасные ситуации, когда появляется необходимость во вмешательстве ESP, происходят, чаще всего, при движении на высокой скорости в поворотах или по скользкому покрытию. Противозаносная система работает всегда: при равномерном движении, разгоне или торможении. Первый рубеж обороны – притормаживание одного из колес, потом система вправе сократить подачу топлива, а если установлена автоматическая коробка передач, то и перейти на ступеньку ниже. Таким образом, согласно законам физики, автомобиль стабилизирует свое движение на дороге, появляется дополнительный шанс избежать аварии.

esp схема

Структура противозаносной системы выглядит довольно просто, если не вникать в принципы действия измерительных устройств и процессоров. При помощи стандартных датчиков системы АБС измеряется скорость вращения каждого колеса, также система контролирует угол поворота «баранки» при помощи специального устройства. Еще один датчик снимает показатели давления в тормозной системе. Есть работа и еще для двух датчиков: поперечного ускорения и угловой скорости относительно вертикальной оси. Все это хозяйство замыкается на центральном управляющем блоке. В результате чего умная система в каждый момент времени знает, с какой скоростью движется автомобиль, на какой угол повернут руль, есть ли занос и так далее. Остальные параметры понятны лишь специалистам да самой системе.

Собрав все данные воедино, мозг системы сравнивает эти параметры с эталонными значениями, заложенными в память программы, и если что-то не так, начинает принимать меры. Выбрав, какое колесо нужно притормозить, чтобы остановить занос, контроллер отдает команду создать дополнительное давление в тормозной системе и понизить скорость вращения выбранного колеса. Например, при прохождении правого поворота передние колеса начинает сносить к внешнему краю дороги. Система поддержания курсовой устойчивости притормозит правое заднее колесо, тем самым увеличив поворачиваемость авто. Одновременно снизятся обороты двигателя, и автомобиль потеряет скорость. Машина, если хватит возможностей электроники и водителя, вернется на нужную траекторию. Другой вариант: при прохождении того же поворота происходит занос задней части автомобиля. При помощи ESP замедляется левое переднее колесо, идущее по внешней траектории. Создается момент противовращения, и занос исключается. Время реакции – доли секунды.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Как и любая другая система активной безопасности, ESP не дает стопроцентной гарантии того, что удастся избежать аварийной ситуации. Мало того, противозаносная система в определенных ситуациях может вступать в разногласия с водителем. Например, один знакомый рассказал такую историю:

«Противозаносная система подвела меня дважды. В первый раз, когда я двигался на своей Хонде по очень мокрому асфальту. Приближаюсь к повороту, немного притормаживаю двигателем и чуть-чуть поворачиваю руль, при этом чувствую, что машина периодически начинает терять контакт с дорогой – эффект аквапланирования. Но тут в тридцати метрах от меня на повороте разворачивает микроавтобус. Я в это время тоже нахожусь в повороте. Нажимаю на газ, поворачиваю руль, пытаясь уйти прямо, но настырная система держит траекторию, и я лечу прямо на микроавтобус. Аварии избежать не удалось, хотя, будь система отключена, я вполне мог вырулить на обочину или на встречную полосу.

Второй случай намного проще. Не рассчитал свои силы, а система сработала слишком поздно, в результате чего я вылетел с дороги. Получается, что сначала электроника подставила в сложной ситуации, а потом не смогла выручить. Теперь ESP на моем автомобиле отключена». 

Конечно, глупо обвинять электронику в том, что она не заметила автомобиль на пути. Водитель всеми возможными способами указал на то, что будет поворачивать –  автомобиль поспособствовал. Но для тех, кто ESP не доверяет, существует возможность ее отключения. Конструкторы мотивируют это тем, что иногда возникают ситуации, в которых противозаносная система объективно мешает. «Мерседес», например, до недавнего времени советовал отключать систему при движении по сыпучему грунту, на цепях или если машина забуксовала. Возможен и вариант, когда из-за помощи противозаносной системы машина застревает практически на ровном месте. Под разогретыми шинами только что вернувшегося из поездки автомобиля, когда значение отрицательной температуры невелико, начинает подтаивать лед. Образуются лунки, заполненные водой. Этого порой достаточно, чтобы застрять на ровном месте. При отключенной ESP достаточно дать побольше газу, и машина вырвется из плена. Но, если система задействована, то двигатель может перестать поднимать обороты – сил выбраться из западни не хватит.

Некоторые водители жалуются, что противозаносная система душит их автомобиль при скоростной езде. Речь идет, в первую очередь, о том, что не удается эффектно поскользить. Если требуется максимально быстро и безопасно пройти трассу, то скольжения обычно неуместны (речь, конечно, не о ралли). А вот для того, чтобы сделать эффектную фотографию, ESP придется отключить.

И ВСЕ-ТАКИ НАДО!

Приведенные в предыдущем разделе ситуации понятны каждому водителю, но возникают они нечасто. В повседневной езде мы редко проходим повороты с заносом, а если автомобиль застрял в ледовом плену, то обычно есть время на то, чтобы отключить мешающую электронику. Случай, описывающий столкновение с микроавтобусом, можно отнести к исключениям. К тому же есть вероятность, что один из узлов автомобиля, попавшего в аварию, был неисправен. Автолюбители, которым довелось поездить на многих авто с ESP, отмечают различную настройку этой системы на автомобилях разных марок. Иногда – удачную, иногда – посредственную.

Статистика же неумолима. Согласно исследованиям, проведенным в Соединенных Штатах, если бы на каждом автомобиле была установлена противозаносная система, то количество аварий удалось бы снизить на 50%. Японцы из фирмы «Хонда» заявляют, что у владельцев ее моделей с ESP шансов угодить в аварию меньше на 35%. Некоторые европейские исследователи называют цифру в 80%. На столько, по их мнению, может сократиться количество ДТП, вызванных заносом автомобиля.

Европейцы подсчитали, что стоимость полномасштабного внедрения противозаносных систем на все без исключения новые легковые автомобили ниже, чем цена издержек и потерь, понесенных в результате ДТП, которые могли быть предотвращены. Аналитиков поддерживают производители автомобилей. Дорогие модели авто немецких марок оснащаются противозаносной системой уже в базе. «Мерседес-Бенц» ставит ESP на все свои автомобили (наверняка, сказался горький опыт с переворотом А-класса).

Представители «Фольксваген» заявляют, что ESP устанавливается на все их автомобили в рамках базовой комплектации. Среди легковушек есть только одно исключение – модель «Поло». Немцы считают, что при покупке бюджетного автомобиля клиент вправе сам решать, стоит ли экономить на безопасности. Впрочем, все уверены, что с повышением требований к активной безопасности, противозаносная система станет обязательной на каждом новом автомобиле. Европейцы уже научились ценить свои жизни высоко и готовы отдавать за безопасность все больше денег. Постепенно подходит очередь и других стран.

МЕНЯЕМ МНЕНИЕ

Чтобы Европа окончательно поверила в ESP, самых несговорчивых и недоверчивых необходимо переубедить. Такую попытку сделал Михаэль Шумахер, заявив, что не стоит играть с судьбой. «Мы никогда не знаем, когда произойдет авария. Не играйте с собственной жизнью и жизнями членов вашей семьи. Выбирайте ESP», – посоветовал он. Такие слова отдают рекламой, но ведь прозвучали они из уст величайшего гонщика современности!

Британские журналисты постарались переубедить водителей, указав на их же ошибки. Набрали группу для эксперимента и провели опрос. Треть участников вообще не представляла, что такое ESP, остальные о системе знали, но при расстановке приоритетов поставили ее на шестое место… среди семи параметров безопасности. Затем был проведен тест на полигоне. Участники выполняли стандартное упражнение – объезд препятствия на скорости 80 км/ч. При отключенной противозаносной системе никто выполнить упражнение не смог – повылетали за пределы разметки. Зато при активированной ESP с задачей справились намного успешнее. После заездов система, препятствующая возникновению заноса, поднялась в списке приоритетов на почетное второе место.

Страховщики на Западе тоже двумя руками голосуют за ESP. Пока владельцам автомобилей, оснащенных этой системой, скидок не делают, но в ближайшей перспективе ввод понижающих коэффициентов возможен. Повторяется история с антиблокировочной системой тормозов, в эффективность которой инертные страховщики поверили далеко не сразу. Россия в этом отношении отстает очень сильно. Даже подушки безопасности для подавляющего большинства автолюбителей – роскошь. От антиблокировочной системы отказываются в пользу сигнализации или магнитолы. А про ESP основная масса покупателей и не вспоминает. Это удел владельцев дорогих авто. Но знать о том, что нас ждет в ближайшем будущем, полезно. Думаю, на скользких российских просторах противозаносная система спасет еще немало жизней.

p.s.: Не забудьте поделиться статьей с друзьями в социальных сетях!
Ниже находится видео, показывающее что это такое ESP на практике

Автор: Будилин Антон