Мерседес-Бенц 540к увидел свет в 1936 году. Автомобиль стал дальнейшим продолжением «пятисотой» серии. В сравнении с предыдущими моделями, был увеличен объем двигателя, внесены небольшие изменения в ходовую часть. Роскошный родстер оснастили восьмицилиндровым мотором. Индекс автомобиля расшифровывается довольно просто. Цифра 540 означает объем двигателя в кубических сантиметрах, поделенный на 10, а «К» — означает компрессорный. Значит под капотом у этого красавца мотор объемом 5400 кубических сантиметров, с наддувом.

 Mercedes-Benz 540К

НЕМЕЦКАЯ «НАЧИНКА»

Компрессорный мерседесовский мотор довоенных лет заслуживает отдельного внимания. Заметьте, 1936 год, а уже тогда умели экономить топливо и беречь ресурс мотора, ведь нагнетатель вступал в действие лишь в самых сложных для мотора ситуациях, когда требовалась полная отдача. Достаточно было продавить педаль газа до пола, как компрессор вступал в игру, а «пятьсот сороковой», и без того весьма быстрый автомобиль, превращался в настоящую ракету. Если машина двигалась на небольшой скорости, и интенсивный разгон не требовался, нагнетатель отдыхал, а мотор превращался в обычную атмосферную «восьмерку» мощностью примерно 115 лошадиных сил. При подключении нагнетателя мощность, кстати, возрастала до 180 «лошадей» Справедливости ради, стоит отметить, что передовая конструкция даже опережала свое время. Мотор, хоть и был шедевром технической мысли, но требовал внимания. Но не проблемы с надежностью, а возможность кратковременно увеличить мощность мотора, оставив позади всех соседей по дороге, привлекала внимание журналистов и потенциальных покупателей. Последние, кстати, представляли элиту немецкого общества. Любили эту машину и среди печально известных главарей третьего Рейха. Но в том, что творили с Германией и миром эти люди, автомобиль не виноват. «Пятьсот сороковому» тоже пришлось пострадать от войны. Перед началом Второй мировой стали выпускать бронированные версии Мерседес-Бенц 540К. Неприятная ситуация, когда абсолютно мирному автомобилю, гармонично сочетавшему техническое совершенство и гениальный дизайн, пришлось примерить военные атрибуты. Броня  — не для «пятьсот сорокового».

Коробка передач «пятьсот сорокового» — пятиступенчатая. Очередной немецкий технический шедевр. Редкая для того времени пятая передача предназначалась для движения по автобану на большой скорости. Чувствовать автомобиль помогали независимые  подвески. Спереди – на продольных рычагах, сзади  — так называемая «качающаяся полуось». Осадить красавца, летящего по автобану на скорости до 170 километров в час, помогали тормоза, оснащенные системой охлаждения.

Очень мощный мотор, совершенна коробка передач, тормоза и подвески, позволяющие получать удовольствие от управления автомобилем. Типичные атрибуты спортивного автомобиля. Но «пятьсот сороковой» — это не бескомпромиссный спортсмен, скорее комфортабельный транспорт для скоростных путешествий на дальние расстояния. Если проводить аналогию с современными моделями фирмы, то  Мерседес-Бенц 540К ближе к роскошным купе  S-класса. Солидная машина для солидных людей. На спортивном поприще этот автомобиль успеха практически не добивался.

мерседес бенц 540

СОВРЕМЕННАЯ КРАСОТА

Интересная особенность «пятьсот сорокового» — решетка радиатора. Настоящее произведение автомобильного искусства. Достигнутый компромисс между конструкторами и дизайнерами получил замечательное воплощение. Передок Мерседес-Бенц 540К украшал именно радиатор, а не привычная как сегодня, так и много лет назад, фальшрадиаторная решетка. Редкий пример, когда сугубо технический элемент в значительной мере повлиял на облик автомобиля. Автомобиля, между прочим, заслуженно названного одним из самых красивых в истории.

Внешне «пятьсот сороковой» выглядел как настоящий спортсмен. Приземистый силуэт, обтекаемые линии кузова, наружное расположение выхлопных патрубков. Когда выяснялось, что автомобиль еще и весьма комфортабелен, а в салоне есть все для дальних путешествий, начиная от фирменных чемоданов и заканчивая радиоприемником, последние сомнения богатых покупателей исчезали. Машину покупали за то, что она красивая, технологичная, мощная и, что весьма и весьма важно, престижная. Мерседес уже тогда был в почете.

Большинство роскошных автомобилей предвоенных лет представляло собой сочетание заводского шасси и кузова, заказанного в одном из известных ателье. Мерседесовцы пошли своим путем. Из 419 экземпляров шасси, изготовленных за период с 1936 по 1939 год, только двадцать девять штук несли кузов сторонних производителей. Покупателям предлагали на выбор широкий ассортимент заводских кузовов. Среди них кабриолеты, родстеры нескольких модификаций, лимузины и купе Autobahn Kurier.   По некоторым сведениям, из двух выпущенных экземпляров в кузове Autobahn Kurier, до наших дней дожил только один. Самые яркие особенности этой модификации: гнутые  задние окна и радикальный черный цвет кузова.

По слухам, сохранившийся до сегодняшних дней Мерседес-Бенц 540К Autobahn Kurier был подарен Адольфом Гитлером врачу-окулисту, который спас зрение одному из приближенных фюрера. Но знатоки автомобильной старины утверждают, что купе принадлежало человеку, даже близко не видевшему Гитлера. Испанский доктор по фамилии Барракер заказал себе такой автомобиль в 1938 году и за несколько лет успел совершить на нем массу продолжительных поездок. Барракер, кстати был окулистом…

АВТО И ЛЕГЕНДЫ

Легенды, подкупающие своей логичностью и откровенные байки, в правдивость которых поверит лишь совсем далекий от истории слушатель, сопровождают практически все старинные автомобили. Мерседес-Бенц 540К – не исключение.

«Пятьсот сороковой» в кузове кабриолет, который хранится в музее Ломаковых, до 1938 года обслуживал Йозефа Геббельса – одного из главарей третьего Рейха. После войны машина попала в руки первого секретаря ЦК Коммунистической партии Эстонии Николая Каратам. В 1972 году машина в ужасном состоянии была найдена Александром Ломаковым. Хранители Ломаковского музея рассказывают, что в этом же году состоялся разговор Александра Ломакова с человеком, который представился бывшим командиром трофейной части советских войск в Германии. Мужчина рассказал, что нашел этот автомобиль в особняке Геббельса. Машина полковнику понравилась, но, по негласным правилам, трофей должен был перейти в руки старших по званию. Желая сохранить редкое авто в своих руках, полковник замуровал его в одном из гаражей на территории части. Припрятал до лучших времен. Но в 1948 году в советскую оккупационную зону в Германии пожаловал Николай Каратам, а полковнику было дано задание подыскать автомобиль уровня, соответствующего первому секретарю Центрального комитета партии. Задача оказалась сложной, ведь роскошные трофеи успели уехать в СССР и осесть в гаражах военной и партийной элиты. Полковнику пришлось извлечь свой Мерседес-Бенц 540К из тайника. Николаю Каратам машина понравилась, а полковник взамен получил досрочную демобилизацию. Так же военному помогли устроиться в Эстонии, куда автомобиль-мечта отправился вместе с Николаем Каратам.

В кругах поклонников ретроавтомобилей ходит легенда о том, что один из «пятьсот сороковых» был в 1939 году подарен Иосифу Сталину.  Такой роскошный подарок сделал вождю ни кто иной, как Адольф Гитлер.  Такая версия до сих пор тиражируется некоторыми средствами массовой информации. Но историки сумели найти доказательства того, что автомобиль, якобы принадлежавший Сталину, на самом деле был куплен новым, а в роли покупателя выступил обычный владелец фармацевтической фирмы Рольф Хорн.

Периодически среди коллекционеров и любителей автостарины во всем мире пролетают слухи о том, что найдены доказательства того, что конкретный экземпляр принадлежал Борману, Геббельсу, а то и Еве Браун. Впрочем, исчезают эти слухи так же быстро, как и появляются. Вполне логично, что человек, решивший продать свой Мерседес-Бенц 540К, хочет получить за машину максимально высокую сумму. Так было тридцать-сорок лет назад, так обстоит дело и сейчас. А если авто побывало в «великих руках», то ценность и цена его возрастают. Но когда речь идет о миллионах долларов, а именно столько стоят лучшие экземпляры «пятьсот сорокового», словам верят редко.

Если не будет легенд, окружающих старинные автомобили, то мир ретрокаров потеряет часть своей привлекательности, померкнет, станет пресным. А некоторые тайны пускай тайнами и остаются. Это привлекает, а уж верить или нет – каждый решает для себя сам.

 Автор: Будилин Антон