Скоро наступит знаменитый «день жестянщика». Когда начнутся первые серьезные заморозки, дороги станут скользкими, а водители не успеют перестроиться на зимнюю манеру вождения. Время подготовиться еще есть, начнем, пожалуй, снизу. Итак, кое-что о покрышках или как правильно выбрать зимние шины.

О НЕОБХОДИМОМ И ДОСТАТОЧНОМ

как выбрать зимние шины

Покрышки бывают летние, всесезонные и зимние. Ключевое различие – в составе и характеристиках материалов, из которых колесо изготавливается. Дело в том, что летние шины резко снижают свои эксплуатационные характеристики при низкой температуре. Резина, проще говоря, дубеет. Машина перестает «липнуть» к дороге, а тормозной путь увеличивается на десятки процентов. Даже если бюджет сильно ограничен, ездить зимой на летней резине строго не рекомендуется. Если уверены в своем ангеле-хранителе, то не забывайте, что на дорогах есть и другие люди.

Всесезонная резина – уже компромисс. Такая покрышка при морозе потеряет свои сцепные свойства в допустимых пределах. Вот только по-настоящему актуален такой выбор только для теплых стран, где гололед, снежная каша и прочие прелести только по телевизору показывают. Еще можно порадоваться за жителей крупных городов: при определенной аккуратности пережить зиму на «всесезонке» можно. Такие покрышки отличаются разветвленным рисунком протектора, а изнашиваются быстрее. Ничего не поделать, ведь если сделать такое колесо по-летнему жестким, то зимой придется тяжело.

Наконец, зимняя резина – идеальный вариант. Лучше – с шипами, если планируете ездить не только по городским улицам. На обледенелой трассе шипы спасли множество человеческих жизней. Переходить на зимние покрышки лучше не по расписанию, а исходя из погодных условий. Но к середине октября в нашей полосе зимний комплект должен быть в полной готовности к установке.

Велик соблазн остановиться на всесезонной резине. Многие водители, передвигающиеся в основном по городу, так и делают. Верно и то, что глупого водителя не спасут полный привод, с десяток электронных систем и самые дорогие «зубастые» шины. Зима – не время для гонок. Автору часто приходится ездить зимой на «Волге» с всесезонной резиной. Вполне реально, но о лихих маневрах нужно забыть до лета, а на трассу выбираться пореже.

РАЗМЕРЫ И РАЗМЕРЧИКИ

Замечательно, что для указания размеров шин производители пришли к единому знаменателю. Но, как показывает опыт, мало кто свободно ориентируется в трех цифрах. Продавцы-консультанты делятся наблюдениями, что клиенты редко могут назвать размерность нужной покрышки полностью. «На пятнадцать» бывают разные, и если на отечественных авто все размеры колес уже на подкорке у работников шинной сферы, то с иномарками порой возникают сложности. Вопрос, конечно, решаемый, но знание основ лишним не будет.

Итак. Допустим, индекс 195/65R15  означает, что ширина покрышки – 195 миллиметров. Если проехать по мокрому песку, то оставленный след будет приблизительно такой ширины. Цифра 65 означает высоту профиля в процентах от ширины колеса. Т.е. это расстояние от диска до асфальта (закроем глаза на то, что шина деформирована в такой ситуации). Наконец, R – значит «радиальная» (легковых шин с диагональной конструкцией практически не выпускается), «15» – длина внутреннего диаметра шины в дюймах.

Интересен и показателен случай, когда ярославский владелец мощной полноприводной Audi A6 приходил за новым комплектом покрышек с постоянством, милым сердцу продавцов, но весьма подозрительным. Хозяин машины рассказывал о том, что даже хорошие импортные колеса быстро приходят в негодность – стирается протектор. Автомобиль полностью исправен. Наверное, поэтому владелец редко двигался по трассе со скоростью меньше, чем 200 километров в час. Вот только покрышки, согласно скоростному индексу, предназначены были для скоростей до 160 километров в час.

Так что, будьте внимательны при выборе резины. Нужно знать размерность и то, с какой скоростью и по какой местности предпочитаете ездить.

ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА ПРИЛАВКА

Наконец, несколько наблюдений, которыми поделились специалисты. О влиянии рекламы, о том, как важно название, и о пяти колесах. И, конечно, о «наших» и заграничных покрышках.

Прошлый осенне-зимний сезон в одной из соседних областей можно смело назвать «временем золотого шипа». В СМИ прошла рекламная кампания, в рамках которой гражданам объяснили, что позолоченный шип – это вершина научной мысли, и покупать резину следует исключительно с такими «гвоздиками». Продавцам, которые дорожат своей репутацией, понадобилось время, чтобы донести до каждого, что не все то золото, что блестит. На деле «золотой» шип никак не выказывал своих преимуществ. Обычный стальной шип – просто покрасили.

Названия вроде «Фредештайн» и «Бриджстоун» для многих покупателей трудночитаемы и практически непроизносимы. Впрочем, если не задаваться целью, то «Vredestein» проще не замечать, чем пытаться произнести на родном языке. Поэтому любят в нашей стране «Пирелли».

Не принято в России покупать по 5 колес, припасая одно на место запаски. Если в машине «докатка» (название говорит само за себя – такое колесо для экономии места в багажнике делают меньшего размера, при первой же возможности заменяют полноценным), то такой шаг понятен. Но даже при покупке зимней обувки на 50 тысяч для дорогого внедорожника о запаске не вспоминают. Висит на пятой двери что-то летнее – и ладно. Впрочем, наблюдение субъективное и в ранг статистики не метит.

Наконец, о различии отечественной резины и зарубежной. Российские колеса традиционно отстают в плане технологичности и качества, но отрыв сокращается. Разница в цене на популярные размерности так же уменьшается. Порой иностранная покрышка лишь чуть-чуть дороже. Что выбирает покупатель для своей иномарки? Пока  зарубежную шину. Но хоронить отечественные покрышки рано. В глубинке без дешевой российской резины никуда не деться, а ассортимент российских покрышек для популярных иномарок растет.

Автор: Будилин Антон