На многих автомобильных выставках присутствуют стенды компаний, которые предлагают специальное средство, позволяющее двигателю работать без масла. Практика подтверждает, что такое возможно, но ресурс мотора сокращается в несколько раз. Без масла –  никуда!

вязкость моторного масла

«МИНЕРАЛКА» И «СИНТЕТИКА»

Современные моторные масла делаются по принципу: основа плюс присадки. Базовая часть определяет распространенную классификацию на минеральные, синтетические и полусинтетические масла. С помощью присадок продукт совершенствуют, придают ему те или иные потребительские характеристики.

Минеральное масло производится путем перегонки и очистки нефти. Главный недостаток такого продукта – сравнительно небольшой срок службы: «минералка» теряет свои свойства быстрее, чем «синтетика» или «полусинтетика». В результате, замену приходится осуществлять чаще. Масло на минеральной основе отстает и по большинству характеристик, таких как вязкость (она выше, чем у «синтетики», создает дополнительные сложности при холодном пуске) и химическая стабильность. Как результат – малый срок службы. Зато «минералка» наиболее пригодна для старых отечественных моторов, намного дешевле.

Какое масло лучше синтетика или полусинтетика? Хороший вопрос. Ответить на него можно так: вопрос в цене. И вот почему… Синтетическое масло производится путем синтеза определенных химических соединений, их свойствами можно «играть», а значит, придавать конечному продукту нужные характеристики. «Синтетика» стабильнее в своем составе, а значит, сроки между заменами больше, чем в случае использования минерального масла. Химическая стабильность позволяет использовать «синтетику» в моторах, работающих в сложных режимах.

Компромисс – масло полусинтетическое. Смешивают синтетические и минеральные составляющие, в результате чего получают нужную комбинацию. Такой продукт стоит дешевле, чем настоящая «синтетика», но по характеристикам превосходит классическое минеральное масло.

Казалось бы, минеральным маслам пора потихоньку уходить на покой – место им в доживающих свои дни моторах из прошлого века. Но вмешивается важнейший экономический фактор – высокая цена «синтетики». Конечно, лить в современные моторы устаревшее масло ни один производитель не позволит, но даже во многих дорогих продуктах есть чуть-чуть «минералки». Методом гидрокрекинга минеральную основу облагораживают и «подмешивают» в синтетические масла. Цена снижается, характеристики – практически нет.

Итак, минеральное масло в чистом виде доживает свои автомобильные дни, зато дешево и имеет ряд преимуществ, если заливать его в старые моторы. «Синтетика» – вариант для высокотехнологичных моторов, значительно расширяет возможности двигателя при высоких нагрузках, в сильный мороз. Стоит недешево. Компромисс – полусинтетическое масло, благодаря стараниям химиков сочетает в себе приемлемую цену и высокие эксплуатационные характеристики.

 ВЫБОР МАСЛА

Разница между «четыреста вторым» мотором «Волги», который питается от карбюратора, а спроектирован был несколько десятилетий назад, и высокооборотистым агрегатом новенькой «Мазды» колоссальна. Одинаковое масло в эти моторы, конечно, не зальешь. Самый простой метод выбора моторного масла – прочесть рекомендации производителя.

Основная характеристика моторного масла – его вязкость. От этого показателя зависит, в первую очередь, холодный пуск. Густое масло быстрее теряет свои характеристики на холоде, а значит, на сильном морозе будет мешать запуску двигателя. Провернуть детали, застывшие в густой субстанции стартеру сложно, а сил аккумулятора на это затрачивается больше. Если масло на морозе остается достаточно жидким, то такой проблемы возникнуть не должно.

Вязкость моторного масла характеризуется согласно принятому во всем мире стандарту. Бывает масло зимнее, летнее и всесезонное. Зимнее обозначается буквой «W», перед ней число. Например, 5W, 20W. Летнее масло обозначается просто числом. Но большинство масел на сегодняшний день относится к классу всесезонных.

Зимнее масло должно хорошо прокачиваться по системе смазки при отрицательных температурах, а значит, вязкость его должна быть минимально возможной. Применение такого масла вполне допустимо, за исключением случаев, когда этого не рекомендует сам производитель. Специалисты советуют присматриваться к зимнему маслу, если автомобилю приходится переживать пуск мотора при значительных отрицательных температурах.

Летнее масло – явно не для средней полосы России. Вязкость такого масла высокая, что позволяет лучше охлаждать и смазывать трущиеся детали в сильную жару. Таким образом, снижается вероятность перегрева и вызванных им поломок.

Вышеупомянутые моторы «Мазды» и «Волги» требуют разных масел. В этом их различие. Но есть и сходство. Как в случае с технологичным японским мотором, так и с морально устаревшей «четыреста второй» конструкцией обязательно нужно прислушиваться к рекомендациям производителя. Даже премиальное, но слишком вязкое масло может погубить двигатель определенных моделей – наступит масляное голодание. А высокотехнологичные присадки сегодняшнего дня могут изрядно потрепать уплотнители из прошлого века.

Автор: Будилин Антон