Как удвоить стоимость «Трабанта»? – Нужно залить полный бак бензина. А почему у «Трабанта» нет ремней безопасности? – Это чтобы не спутать его с рюкзаком. Зачем у «Трабанта» подогрев заднего стекла? – Чтобы руки не мерзли, когда толкаешь его в мороз.

Анекдоты эти придуманы в народе, а отношение к маленькой несуразной машинке – раскрывают лучше любых статистических исследований. «Трабант» (нем. Trabant), раритетный автомобиль ГДР из пластика всегда являлся объектом насмешек, но от этого не переставал быть желанным практически в любой семье. Пятьдесят один год назад, когда Восточной Европе просто необходим был недорогой автомобиль, конструкторы призадумались и слепили бюджетное авто с кузовом из того, что было. А была фенольнопресольформальдегидная смола. Ни больше ни меньше!

 трабант

В ЧЕСТЬ СПУТНИКА

Конструкция «Трабанта» корнями уходит к довоенному ДКВ. В огромную империю «Авто Юнион» в те годы входила и эта фирма. Специалисты ДКВ активно экспериментировали с альтернативными материалами для производства кузовов. После раздела Германии на ГДР и ФРГ изрядная часть автомобильных заводов осталась на территории, где собрались строить социализм. А металлургических предприятий промышленного Рура ГДР с началом холодной войны лишилась. Наработки в области пластиковых кузовов пришлись как нельзя кстати.

В 1955 году на свет появился «Цвиккау Р70» – концептуальный прообраз «Трабанта». Автомобиль имел 20-сильный мотор объемом 700 кубических сантиметров, кузов был пластиковым. Через два года дебютировала модель «Трабант Р50» с 18-сильным двухтактным мотором.

Основные вехи в истории «Трабанта» соотносятся с важными событиями в освоении космоса. Первый автомобиль сошел с конвейера в год запуска первого советского космического спутника, а запуск первого космического корабля отметили модернизацией машины. После 1964 года событий в истории освоения космоса много, а вот модернизация «Трабанта» практически остановилась. А ведь такое многообещающее имя! «Трабант» значит «спутник»! Тем более, первая машина съехала с конвейера в знаменательный для социалистических стран день – 7 ноября

ВНУТРИ ПЛАСТМАССОВОГО КУЗОВА

автомобиль из пластика

Что же представляет из себя этот маленький забавный автомобиль? Дешевая и весьма ненадежная машина. Передний привод, 4-ступенчатая коробка передач. Машина легко разгоняется до 90 километров в час, что было неплохим результатом для того времени. Управляемость не на высоте, но рука немецких инженеров ощутима – на дороге авто ведет себя предсказуемо. А как же иначе? У водителя должен быть шанс предотвратить аварию, ведь кроме как на самого себя, надеяться больше не на что. Пластмассовый кузов шансов при столкновении не оставлял.

В салоне автомобиля тесно, как и в более именитых народных автомобилях тех лет. Ехать можно, только привыкать к мешающей арке левого колеса придется долго. До тех пор, пока левая нога не научится хитро изгибаться вправо. Площадь остекления достаточная, стойки кузова узкие, а посадка прямая – с обзорностью проблем не возникает.

Чтобы заправить машину бензином, придется вспомнить навыки общения со старыми мотоциклами или, в крайнем случае, с бензопилой. В бак следует заливать смесь бензина и масла. Пропорция, как рассказывают очевидцы, может быть любой. Все равно даже в самые мягкие нормы по содержанию вредных веществ в выхлопных газах машина не вписывается. Дымит, не стесняясь! Только начиная с 1990 года на «Трабант» начали ставить мотор от Фольксвагена.

ФЕНОЛЬ… ДЕГИДНЫЙ

Именно благодаря кузову «Трабант» получил широкую известность. Материал, из которого делали двери, капот, крышу, представлял собой смесь отходов хлопкового производства и клеевого наполнителя. Советские ученые величали этот материал фенольнопресольформальдегидной смолой, а немцы называли проще – «дюропласт». Народ быстро переименовал дюропласт в «дуропласт». Такой материал не подвержен коррозии, легок. Кузов «Трабанта» весил чуть больше пятисот килограммов, поэтому машинке хватало простого двухтактного мотора, а расход топлива не был разорительным. Из недостатков – нулевой уровень пассивной безопасности (каковы шансы пластмассовой машинки против, например, дерева?). Еще один минус – трудоемкость производства. Значительная часть работ по изготовлению кузова выполнялась вручную.

Дизайнеры, придумавшие внешность «Трабанта», постарались сделать машину серьезной. Солидные формы, задние фонари, как у более дорогих машин. Только не покидает ощущение, что перед тобой масштабная копия какого-то настоящего автомобиля, выполненная наспех и из пластмассы. Сегодня владельцы «Трабанта» любят наблюдать за тем, как посторонние люди знакомятся с их машиной поближе. Особенно впечатляет процесс закрывания капота. Привык современный человек, что эта деталь хоть сколько-то, но весит. Но когда появляется подсознательный страх сломать капот слишком резким закрытием…

ДОЛГАЯ СТАРОСТЬ

салон трабант

С 1957 года было выпущено около трех миллионов «Трабантов». Кроме двухдверных седанов строили трехдверные универсалы. И те, и другие были востребованы населением ГДР и других социалистических стран. Но на всех не хватало: чтобы приобрести эту машину, гражданину приходилось ждать, порой несколько лет. Ну и что, что маленький, небезопасный, несерьезный? Зато – народный, да и выбора нет. Этот автомобиль, наравне с Фольксваген «Жук» и Ситроен 2СV, позволил миллионам простых людей сесть за руль автомобиля. Только Фольксваген и Ситроен ставили на колеса капиталистические страны, а «Трабант» колесил по дорогам ГДР, Венгрии, ЧССР и других стран строящегося социализма.

«Трабант» уже в 70-е годы ушедшего века выглядел сильно устаревшим. Конструкторы еще в середине 60-х создали прототип нового «Трабанта» с модернизированным кузовом и роторным мотором. Однако в серию эта машина не пошла. Вместо нее стали выпускать упрощенную модификацию с открытым кузовом, без дверей. Часть таких автомобилей поступила на военную службу. В 1968 году мощность двигателя увеличили до 26 лошадиных сил.

Уже в 80-е годы появились прототипы «Трабантов» со вспрысковыми моторами, и даже с трехцилиндровым дизелем. Последний имел очень низкий расход топлива – 4,5 литра на сотню километров. Хорошая идея не получила одобрения у правительства – денег на модернизацию не выделили. Граждане и так неплохо приобретали хоть устаревший, но автомобиль.

В 1990 году, спустя тридцать три года с начала производства, «Трабант» подвергся  пересадке сердца – под капот установили мотор объемом 1,1 литра от Фольксвагена. Заодно усилили подвеску. Но вторая молодость оказалась недолгой. Меньше чем через год машину окончательно сняли с производства. Но на этом история пластмассового малыша не закончилась – ведь недаром три миллиона машин нашли своих хозяев.

ЦЕНЯТ ПРОШЛОЕ

«Трабант» быстро превратился в символ прошлого. У многих европейцев эта машина ассоциируется с молодостью, не совсем свободной, но счастливой. Ежегодно проходят слеты многочисленных фан-клубов «Трабанта», известные персоны приобретают себе отлично сохранившиеся экземпляры унылой мечты трудящихся масс. Из «Трабанта» делают лимузины, кабриолеты. Цена коллекционных экземпляров, обладающих интересной историей, высока. Отдельная история – автомобили для гонок и соревнований по стрит-рейсингу. Конструктивно кузов автомобиля полувековой давности схож с кузовами современных дорогих спортивных авто. На металлический каркас надеты панели из легкого материала. Конечно, современный углепластик далеко ушел от «дуропласта».

тюнингованный трабантОтношение европейских любителей тюнинга к «Трабанту» можно сравнить с любовью отечественных мастеров к «Запорожцу». Взять старый, слабый и несуразный автомобиль и вдохнуть в него столько жизни и энергии, что современным иномаркам мало не покажется! Например, житель сытой Германии по фамилии Кайзер приобрел у соседа «Трабант» в идеальном состоянии, но не для того, чтобы не торопясь перемещаться от дома до места сбора любителей «пластмассового» авто. Стойки крыши немец укоротил на десять сантиметров, передние колесные арки расширил на семь сантиметров, задние на двенадцать. В арки с трудом влезли огромные колеса на низкопрофильной резине. Снижению клиренса поспособствовали спортивные амортизаторы. В итоге автомобиль практически лежит на дороге. Вместо родного голубого цвета машина получила яркий апельсиновый окрас, на смену старым плафонам пришли современные фонари. В салоне были установлены спортивные сиденья, гоночный руль и отличная акустическая система. Менять мотор на какой-нибудь безумный агрегат, придающий машине динамику урагана, Кайзер не стал. Доработки ограничили полировкой и увеличением каналов, установкой воздушного фильтра с низким сопротивлением и выпускной системой от Фольксвагена.

Это лишь одна из многих самоделок, которые встречаются на улицах Европы.  «Трабант» отлично подходит на роль донора. Хотя неизвестно, что важнее: сама конструкция или ореол, который ее окружает. Всего в одной только Германии, по сообщению радиостанции MDR, – более пятидесяти тысяч «Трабантов».

На ностальгии можно неплохо заработать. На одном из интернет-сайтов желающие могут заказать жестяную баночку, внутри которой – необычные «консервы». Там лежит кусок ваты, пропитанный выхлопом «Трабанта». На банке изображены целующиеся Брежнев и Хоннекер. Цена сувенира – 4 евро.

ПОПЫТКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

трабант в 21 векеУход «Трабанта» на пенсию не оставил равнодушным не только поклонников, но и автопроизводителей. Право на имя «Трабант» выкупила немецкая компания «Herpa», которая занимается производством масштабных моделей автомобилей. Руководство компании решило возродить легендарный автомобиль, правда, это будет лишь стилизация. Примеров удачного использования образа культового авто – масса. Фольксваген и его «Новый Жук», MINI; недавно представленный широкой публике FIAT 500. Немцы планируют создать пятидверный хэтчбэк с мощным мотором, цена будет в несколько раз выше прообраза – до 50 тысяч евро. Найдется ли пять тысяч желающих (а именно столько машин планируют изготовить) приобрести этот автомобиль? Так ли сильна ностальгия по социалистическому быту ГДР? Время покажет. А пока «Herpa» ищет производственную базу для выпуска нового «Трабанта».

По другому пути решили пойти в Южной Африке. Там ностальгии по «Трабанту» нет, зато есть бедность и перспективное будущее дешевого авто. Африканцы планируют продавать «Трабант» за три тысячи долларов. Конструкция, приспособленная даже к плохим дорогам ГДР, должна справиться с колдобинами Южной Африки. Кузов не ржавеет, а представителям криминального мира машина не интересна. Но есть и существенные минусы, главный из которых – двухтактный силовой агрегат «Трабанта» не отвечает никаким экологическим требованиям. Экологи против.

Идею возрождения «Трабанта» одними из первых выдвинули промышленники Узбекистана. Хлопка в стране много, поэтому кузова планировалось делать из этого материала, естественно, на новом технологическом уровне. Машина должна была стать очень дешевой, предназначалась для студентов и пенсионеров. Как сообщал ресурс «Автоиндекс» еще в 2003 году, руководство узбекско-американского совместного предприятия даже подписало протокол о намерениях производства авто на территории Узбекистана. Планировалось выпускать 30-40 тысяч автомобилей в год. Но правительство страны идею не одобрило: слишком уж примитивной была предлагаемая конструкция.

Наверное, это правильно, что планы по возрождению «Трабанта» в первоначальном варианте реализовать пока не может никто. Легенда должна оставаться легендой. А заработать на этом можно и другими способами. Тот же воздух в баночках…

Автор: Будилин Антон