Символ эпохи. Безупречный катализатор воспоминаний о прошлом. Ностальгии о том, чего с большинством из нас не было. Автомобиль – как инструмент власти, показатель того, что Хозяин страны и его приближенные живут в другом мире, и пытаться приблизиться к их Олимпу не стоит. Так же, как и спорить на дороге с блестящим лимузином длиной в шесть метров и весом под три тонны. Гроза всего, что движется и стоит, ведь внутри  — власть, которую боялись.

ЗиС-110

ВОПРЕКИ ВОЙНЕ

Первый ЗиС-110 съехал с конвейера «Завода имени Иосифа Виссарионовича Сталина» в 1945 году. Автомобиль стал одним из символов победы в Великой Отечественной войне и предназначался для перевозки высших государственных лиц. Понятно, что если к концу войны автомобиль был уже готов, то проектировали его, когда бои еще шли. И действительно, одной из самых серьезных проблем для главного конструктора ЗиС-110 Андрея Николаевича Островского было то, что вся промышленность еще работала на нужды фронта. Специалистам завода пришлось самостоятельно изготавливать оснастку для производства кузовов. В мирные годы оборудование для производства легковых кузовов заказывали, например, в США. Но на момент создания ЗиС-110 на это не было валюты, времени, да и промышленность Соединенных штатов была перестроена на военный лад.

Проектировать машину начали еще в 1943 году, в 1944 – правительство одобрило предсерийные образцы ЗиС-110, а в 1945 году специалисты завода им. Сталина уже собирали первую партию. Традиционно, перед началом производства советские специалисты изучили опыт зарубежных коллег. По разным сведениям, в СССР были доставлены американские Кадиллак 75 и Бьюик 90, а так же Паккарды с кузовами «лимузин». Это были одни из наиболее совершенных представительских автомобилей  в мире на тот момент. За основу проектировщики взяли Паккард модели 180. Важную роль сыграла внешность автомобиля. Красивые и строгие формы, тогда как Бьюик, например, обладал характерной горизонтальной «улыбкой». Не к месту такая на автомобиле для партийных боссов. К тому же сам товарищ Сталин любил Паккарды и по служебным делам передвигался в основном на этих авто.

Конструкторы не стали слепо копировать Паккард 180, взятый за образец. Отказались от запасных колес в крыльях, оставили только одно, переместив его в багажник. Не очень эстетичную заднюю часть кузова немного вытянули  и приподняли. Автомобиль стал выглядеть динамичнее, солиднее, избавился от старомодных черт.  Копия получилась ничуть не хуже оригинала. Но не стоит воспринимать автомобиль ЗиС-110 как плагиат американского автомобиля. Дело в том, что конструкция была во многом скопирована, но масса доработок была внесена специалистами завода самостоятельно. Тогда как создание многих советских автомобилей, предшествовавших ЗиС-110, сводилось к копированию шасси и заказу в той же Америке оригинального кузова. К тому же, масса модификации ЗиС-110 – это заслуга команды Андрея Николаевича Островского.

ОСНОВАТЕЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ

ЗиС-110 автомобиль салонШестиметровый лимузин, как и многие автомобили высшего класса, не имел несущего кузова. Технологии тех лет не позволяли применить такую конструкцию к огромному автомобилю. Кузову не хватало жесткости, что негативно отражалось на управляемости и на пассивной безопасности. Для компенсации этих недостатков приходилось добавлять усиливающие элементы, но возросшая масса сводила преимущества несущего кузова на нет. Поэтому, в основе ЗиС-110  — мощная рама с X-образной поперечиной. Длина кузова, как уже упоминалось, составила шесть метров, ширина – 1,96 метра, высота – 1,73 метра. Если Вам не доводилось видеть ЗиС-110  «вживую», то представьте… Размеры, например, современного Hummer H2: 4,8  метра в длину, два метра в ширину и два метра в высоту. Так это огромный американский внедорожник, а не легковой автомобиль, пусть и представительского класса. Добавьте к этому не тупую агрессию Hummer, но внешность самоуверенную и подавляющую своим превосходством, которой обладает ЗиС-110 .

Из интересных технических особенностей ЗиС-110  отметим гипоидную главную передачу заднего моста. Такая конструкция применяется сегодня на легковых автомобилях довольно широко, но в 1945 была безусловной новинкой. В технические подробности вдаваться не будем, зато преимущества такого решения налицо. Во-первых, это бесшумность работы, а во-вторых, такое решение позволило опустить карданный вал и избавиться от выступающего в салон туннеля. Пол в лимузине, как и подобает автомобилю такого уровня, абсолютно ровный.

ЗиС-110 несет в себе и другие передовые для своего времени технические решения. Независимая подвеска передних колес, рычаг переключения передач на рулевой колонке, стабилизаторы поперченной устойчивости. Автомобиль неплохо управлялся благодаря продуманной подвеске и жесткому кузову. А разгонять махину весом в две с половиной тонны доверили мотору объемом в шесть литров. Карбюраторный восьмицилиндровый двигатель работал с высокой по тем временам степенью сжатия – 6,85. Поэтому топливо для уверенной и стабильной работы требовалось особенное. Страна ездила на бензине А-66, т.е. с октановым числом в 66 единиц. Новому лимузину потребовалось топливо с октановым числом 74. Советская нефтеперерабатывающая промышленность с готовностью приняла вызов, и выпуск такого бензина был налажен в очень короткие сроки.

  Цифра «140»  — это мощность мотора и максимальная скорость ЗиС-110. Стрелка спидометра обладает интересной особенностью. При движении на скорости до 60-ти километров в час она светится зеленым, до рубежа в 100 километров в час – желтым, когда же две с половиной тонны летят по далеко не самым совершенным и безопасным дорогам со скоростью выше ста километров в час, стрелка начинает предупредительно светиться красным. Расход топлива при этом доходил до 30 литров на сто километров, а достичь паспортного в 23 литра удавалось только при очень размеренном движении. Впрочем, литры водителям этих лимузинов считать не приходилось. Главное, чтобы в баке бензин был, вопросами экономии занимались совсем другие люди.

Когда ЗиС-110 появлялся на улицах городов, он непременно привлекал внимание прохожих и других водителей. Кроме уважения и трепета, авто доставляло и эстетическое удовольствие. Строгие линии, элегантная отделка. Длинные хромированные накладки вдоль поясной линии и на крыльях одновременно скрывали и украшали крупные объемы кузова. Машина вовсе не производила впечатление излишне массивной и тяжелой. Этому так же способствовали и оригинальные покрышки. Боковины их были выполнены из белой резины, что придавало лоск и делало шины менее массивными.

Новинкой были и автоматические стеклоподъемники. Но не электрические, какие мы привыкли видеть на современных автомобилях, а гидравлические. Кнопкой включалась подача тока в соленоид, который приводил в действие клапан, в свою очередь заведующий подачей жидкости в специальный гидроцилиндр стеклоподъемника.

МОДИФИКАЦИИ ДЛЯ ВЛАСТИ И НЕ ТОЛЬКО

Зис110 салон

Базовый ЗиС-110 претерпел за все годы выпуска немного изменений, зато завод активно работал над созданием различных модификаций автомобиля. Вариации ЗиС-110  попадали как в гаражи властной элиты, так и в руки простых смертных. Правда, купить автомобиль простые люди не могли, но прокатиться – пожалуйста. Видимость демократии поддерживалась ЗиСами с шашечками на бортах. Такси для всех желающих. Правда, лишь малая часть из двух с небольшим тысяч ЗиС-110 служила простому народу.

Около трех десятков ЗиС модификации 115 было доступно исключительно высшей партийной элите. А информация об этих автомобилях была засекречена. Кузов ЗиС-115  изготовляли из лучших сортов бронированной стали, а толщина пуленепробиваемых стекол – почти 5 сантиметров. Каждое из них открывалось усиленным гидравлическим домкратом. Потолок, днище и задняя стенка машины – из двойных бронированных листов. Масса автомобиля поражает воображение до сих пор – семь с половиной тонн. Даже с усовершенствованным мотором ЗиС-115 быстрее ста километров в час двигаться не мог.

ЗиС-115 бронированный

Внешних отличий от серийной машины практически не было. А уж подойти поближе и попытаться разглядеть, какой это ЗиС, бронированный или нет, было действительно опасно для жизни. Опасны, уже для жизни конструкторов, были и испытания бронированных модификаций. Машины, которым предстояло возить особо важных персон, обстреливали из боевых пулеметов, причем конструктор машины в этот момент должен был находиться внутри автомобиля и погибнуть, если совершил просчет, и броня не выдержала. Впрочем, если бы одобренная конструкция подвела в реальной ситуации, ее автору так же грозила незавидная участь. Поэтому ЗиС-115 не подводили. Сегодня в мире, по данным специалистов, осталось лишь два ЗиС-115. По приблизительным оценкам, каждый стоит более четырех миллионов долларов.

По заказу Сталина выпускалась модификация для охоты, с полным приводом и мостами от грузовых автомобилей. Двигатель у этого автомобиля был аналогичен мотору броневика ЗиС-115, но кузов усилен не был, иначе шестиметровый гигант весом под восемь тонн мог просто не вернуться из леса. Слишком тяжелый и неповоротливый.

ЗиС-110  и его модификации выпускались вплоть до 1958-го года, когда конструкция окончательно перестала соответствовать времени. Старомодные передние крылья, лобовое стекло из двух половинок выдавали возраст автомобиля. Уровень комфорта и скоростные возможности заметно отстали от мировых. Последний автомобиль на «110-м» шасси съехал с конвейера в 1958-м году.

СУДЬБА «ДИНОЗАВРОВ»

Незавидна судьба большинства ЗиС-110, отслуживших в гаражах высшей партийной элиты. Чаще всего эти машины резали автогеном и отправляли в металлолом. Правда, броневики ЗиС-115 оказывали серьезное сопротивление. Рассказывают, что однажды такую машину попытались раздавить бульдозером. В результате… сломался бульдозер.

Часть машин «шла на понижение» к «уездным» чиновникам. Когда и там автомобиль списывали, он иногда оказывался в руках колхозников, которые на них пахали или использовали огромный кузов в качестве курятника. В хорошем состоянии до наших дней дошли лишь считанные экземпляры ЗиС-110.

Темно-зеленый автомобиль, изготовленный по заказу Сталина, для Патриарха Алексия Первого, хранится в Ломаковском музее. На этом эксклюзивном автомобиле до сих пор сохранилась родная краска, а эмблема на радиаторной решетке украшена позолотой и рубиновыми эмалями. Значительная часть машин находится в руках коллекционеров за пределами России, чаще всего в странах Восточной Европы. А в Северной Корее ЗиСы до сих пор возглавляют парадные кортежи. Символ советской власти редко покидает прежние границы влияния СССР.

Автор: Будилин Антон